Экологическое занятие в подготовительной группе: "Наш огород на окошке!"
02 апреля 2021
- Предварительная работа:
В группе для детей на подоконнике был создан мини сад-огород. Изготовлены таблицы – указатели с названиями растений и с датой их посадки. В специально подготовленный ящик с грунтом были высажены семена культур, дата и цель посадки были зафиксированы в дневник наблюдений. Так же были подобраны: художественная литература, стихи, поговорки, загадки об овощах, цветах, иллюстрации и картинки (демонстрационный материал). Проведена консультация с родителями на тему: «Участвуем в проекте «Сад – огород», оказание посильной помощи родителей в создании проекта «Сад-огород», был проведен опрос родителей на тему: «Экологическое воспитание детей в детском саду».
- Практическая работа. Вводная часть
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, посмотрите за окно, какое сейчас время года?
Дети: Весна.
В. : Правильно, весна! Какие признаки весны мы с Вами можем отметить?
Д. : Тает снег, прилетают перелетные птицы, становится теплее, появляются первые проталины, первые цветы.
В. : Совершенно верно! Скажи дети, а что же происходит на огороде?
Д. : Взрослые и дети начинают сажать овощи, цветы, ягоды!
В. : Давайте, мы с Вами вместе рассмотрим наш огород.
Огород, огород
Что за чудо! Вот так класс!
На подоконнике у нас,
Мини-огород живет,
Растет, и урожай дает!
Основная часть.
Дети с воспитателем рассматривают огород, на котором высажены садово-огородные культуры: лук, ячмень, цветы, горох, кукуруза . Ребята замечают, что ростки саженцев направлены к свету!
В. : Ребята, посмотрите внимательно на наш огород, как вы думаете, что необходимо нашей рассаде, чтобы мы получили хороший урожай?
Д. : Земля, вода, воздух, свет, тепло.
В. : Правильно, ребята. Давайте рассмотрим каждое условие по отдельности. Поиграем в игру «Наша ладошка».
Дети показывают свою ладонь, поочередно указывая на пальцах руки:
Самое важное условие для развития и роста любого растения – это земля. Чтобы получить хороший урожай, мы с вами набрали земли, прорыхлили почву. Посадили семена. Но что еще необходимо сделать для нашего семени, чтобы оно проросло?
Д. : Вода.
В. : Правильно, ребята, чтобы семечко дало росток, необходимо его полить. Любой живой организм не может обойтись без воды. (Показывает на указательный палец, дети повторяют действие.) Итак, мы с вами посадили, полили наше семечко и через некоторое время мы увидели, что появился маленький росточек, затем первый листочек, второй и т. д.
Как вы думаете, без чего наше растение не сможет существовать.
Д. : Без воздуха.
В. : Правильно. Растения, как и мы с вами, дышат воздухом, т. е. или необходим кислород и углерод (Дети показывают на средний палец). А теперь, посмотрим на наш огород. Как вы думаете, почему эти ростки мы не можем сейчас высадить в открытый грунт.
Д. : На улице еще холодно, земля не прогрелась солнце, и наши ростки могут погибнуть.
В. : Совершенно верно, как Вы думаете, какое еще условие необходимо для дальнейшего роста наших растений?
Д. : Тепло. Земля должна быть прогрета.
(Дети указывают на безымянный палец)
В. : Да, ребята, тепло представляет собой
основной фактор жизни растений.
Давайте мы внимательно посмотрим на наши ростки.
Что мы можем увидеть?
Д. : Ростки повернуты в сторону окна.
В. : Почему?
Д. : Растение тянется к свету, к солнцу.
В. : Да, ребята, чем больше света, тем лучше и быстрее растут наши растения. Они как мы, радуются каждому лучику солнца. (Показывает на мизинец). Посмотрите наша ладонь и пальцы – единое целое, как и наше растение неразрывно связанно и зависит от всех перечисленных факторов и условий: земли, воздуха, света, тепла, воды.
(Показывают друг другу ладошки)
-Молодцы ребята, а теперь давайте послушаем стихотворение про наш огород:
Наш весёлый огород
За окном лежит снежок.
Воет ветер-ветерок.
На деревьях нет листвы,
Шапки снежные легли.
Нет тепла, цветочков нету.
Как скучаем мы по лету!
А давайте-ка, ребята,
Мы посадим огород!
Пусть зелёный огород
Лето в группу принесёт!
Вот горшочки вместо грядки,
Лейка вместо дождика.
А посадим мы его…
Да хоть на подоконнике!
Там тепло от батареи.
Это важно для растений.
А ещё нам нужен свет.
Лучше места в группе нет!
Что же можно посадить?
В садике всех удивить!
Ну, конечно же, лучок –
Золотой здоровячок!
Подрастёт, зазеленеет,
Скушать весь его сумеем.
В. : Кроме овощей и зелени у нас есть рассада
цветочных культур. Послушайте стихотворения. Мы посеяли цветы
Небывалой красоты!
Пусть быстрее подрастают,
Нашу клумбу украшают.
Физкультминутка:
Я волшебной палочкой превращаю вас в маленькие семена. (Дети приседают, обхватывают ноги, головы опущены.)
Тепло, свет, вода дружили с семенами. Ростки росли, росли, тянулись к свету. (Дети, покачиваясь, приподнимаются на носки.)
Из ростков выросли прекрасные растения. (Руки над головой – ладони раскрыты.)
Забыли полить растения, завяли, поникли они. (Дети медленно приседают; руки поникли, на лице грусть.)
Полили растения, ожили растения, радостно тянутся к свету. (Дети плавно приподнимаются, взмахивают руками, прыгают на месте.)
В.: Молодцы! Отдохнули, а теперь продолжим нашу работу. Мы с вами уже посадили огород на окошке, сейчас мы с вами вспомним ,как мы это делали.
Сначала мы подготовили специальные контейнеры с землей для посадки семян. Как мы с вами высаживали лук. Вот так высаживают лук: втыкаем лук в землю донцем вниз. Затем его поливаем и ставим в светлое теплое место. Теперь землю нужно слегка прижать ладошкой, а затем аккуратно полить из леечки. Контейнеры мы поставили в светлое теплое место.
В.: Вот, что у нас получилось! Ребята, перед вами контейнеры с рассадой ячменя, цветов, лука. Посмотрите какая рассада у нас выросла. Сейчас мы с вами сделаем замер нашей рассады.
(Всю последовательность посадки воспитатель с детьми повторяет на модели; затем дети приступают к замеру. Все контейнеры после замера ставим на окно.)
В.: Ребята, как вы думаете, завтра мы уже сможем попробовать лучок? Нет, надо подождать некоторое время, потому что он еще не достиг своего роста. Пока лук прорастет – даст зеленые стрелки. А для этого за посадками нужно ухаживать. Ребята, давайте еще раз повторим как нужно ухаживать за луком.
Д.: ответы детей.
В.: Молодцы! Правильно – нужно поливать и рыхлить землю, в которую мы посадили лук. Сегодня мы с вами очень много узнали нового! Много поработали! Теперь у нас на подоконнике появился свой огород, за которым мы ежедневно будем наблюдать и ухаживать.